Крымский коридор. Он есть, но дело не только в этом
Министр обороны России Сергей Шойгу 7 июня заявил об открытии сухопутного коридора в Крым. Презентовано и восстановление железнодорожного движения. Часть маршрута уже восстановлена. Однако Олег Царёв напомнил, что «самая короткая дорога на Крым из Москвы это через Харьков, Днепропетровск и Запорожье»
Восстановление сухопутного коридора между территорией России (с Ростовской, а через ДНР и ЛНР — и с Воронежской областью) задолго до начала СВО рассматривалось в качестве минимального результата военной операции на Украине. Даже после строительства Крымского моста Крым оставался, по сути, «островом». Сейчас же он вернулся в статус полуострова.
Шойгу обратил внимание на три момента:
Во-первых, «возобновлена беспрепятственная подача воды по Северо-Крымскому каналу на Крымский полуостров». С 2014 года водная блокада Крыма создавала значительные проблемы с точки зрения и экологии, и экономики да и здоровья людей. Тут и высыхание степного Крыма, и дефицит воды в городах Крыма южного, и ограничения сельскохозяйственной деятельности (производство риса — рисовые чеки требуют много воды). В конце концов — авария на «Крымском титане», у которой были экологические последствия, тоже произошла из-за дефицита воды.
Во-вторых, «открыто автомобильное сообщение с территории России по материковой части в Крым». Имеется в виду движение по дорогам Е95 (Красноперекопск — Херсон), Е105 (Джанкой — Мелитополь и дальше на Васильевку), М14 (Херсон — Мелитополь — Мариуполь — Таганрог), а в перспективе — по Н20 (Мариуполь — Донецк) и далее на Луганск и Россошь (в 2015 году автор статьи на закрытом пункте перехода в Бугаёвке продлевал пребывание автомобиля в России).
В-третьих, «совместными усилиями Минобороны РФ и РЖД созданы условия для возобновления полноценного движения между Россией, Донбассом, Украиной и Крымом на шести железнодорожных участках. Приступили к доставке грузов в Мариуполь, Бердянск и Херсон. Общая протяжённость восстановленных железнодорожных участков — 1 200 км».
Имеется в виду железная дорога от Джанкоя до узловой станции Фёдоровка севернее Мелитополя с дальнейшим маршрутом на Донецк и ответвлениями к Бердянску и Мариуполю. До самого Донецка движение ещё не восстановлено.
Ветка от Красноперекопска к Херсону сейчас тупиковая — узловая станция в Снегирёвке Николаевской области, от которой идёт ветка на Донецк, с 19 марта находится под контролем российских войск, но она слишком близко к линии фронта и подвергается обстрелам.
Ну и, разумеется, Царёв совершенно прав, поскольку открытый коридор даёт огромный крюк на дороге к Москве.
Собственно, исторически железная дорога от Симферополя до Москвы строилась именно через территорию Украины (в те времена, когда никакой Украины ещё в проекте не было). В 1875 году построили железную дорогу от Севастополя до Лозовой (город в Харьковской области) через Александровск (Запорожье) и Екатеринослав (Днепропетровск). В 1907 году появилась дорога от Херсона до Мерефы (город в Харьковской области) — через Кривой Рог и Екатеринослав (одно из украшений города — Херсоно-Мерефский железнодорожный мост). Дальше обе эти дороги смыкались с Курско-Московской дорогой.
Поезд из Москвы (с Курского вокзала) в Симферополь через Харьков шёл 25 часов, а через Крымский мост идёт 28 часов. Через Донецк будет, скорее всего, ещё дольше. Перед праздниками билеты на поезда до Ростова или, хотя бы, Воронежа из Москвы надо покупать за несколько недель.
Автомобильная дорога от Симферополя до Москвы — 1,4 тыс. километров, а через Ростов — 1,75 тыс. км. Чистое время со скоростью 90 км/ч — 15 и 19 часов соответственно. И это — с выездом на вечно перегруженную федеральную платную трассу М4. Вы, кстати, пытались выехать из Москвы на М4 перед какими-нибудь праздниками? Не делайте этого. Будете стоять в пробке несколько часов (вообще там пробка круглосуточная).
То, что коридор пробит и, думается, в ближайшее время полноценно заработает — это, конечно, хорошо. Но сама по себе задача обеспечения нормальной связи между Крымом и центральной частью России всё ещё нуждается в решении.