Когда в Запорожье существовало самостоятельное производство автомобилей, помимо бюджетного Daewoo (Chevrolet) Lаnos, выпускался ещё более бюджетный Sens (Chance)
Отличался он тем, что вместо оригинального опелевского двигателя объёмом 1,5 литра и коробки передач ставились двигатель 1,3 литра и коробка производства Мелитопольского моторного завода.
История Мелитопольского моторного завода (МеМЗ) началась в 1908 году, когда предприниматель Израиль Заферман основал в «Чугунолитейный и машиностроительный завод», на котором был освоен выпуск нефтяных двигателей шведской конструкции.
Во время Гражданской войны завод был закрыт, но в 1925 году на его базе была организована артель (кооператив) «Победа» по ремонту и мелкосерийному производству нефтяных двигателей. В 1931 году артель вошла в состав государственного объединения «Союздизель», после чего предприятие было переориентировано на выпуск дизельных двигателей для рыболовецких судов. В 1936 году завод получил название «Дизелестроительный завод им. Микояна».
В 1943 году завод был восстановлен, а в 1959 году получил нынешнее название и освоил выпуск мотора воздушного охлаждения для советского «народного автомобиля» — легендарного «горбатого» ЗАЗ-965. С этого момента МеМЗ стал моторным производством Запорожского автозавода, а 1975 году вошёл в ПО АвтоЗАЗ. В 1998 году МеМЗ был включён в состав совместного украинско-корейского предприятия ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo» на правах ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор». В 2002 году завод, вместе с ЗАЗом, купила корпорация «УкрАвто» Тариэла Васадзе.
МеМЗ выпускал моторы для «ушастого» ЗАЗ-968, ЗАЗ-1102 «Таврия», ЗАЗ-1103 «Славута» и, наконец, моторы для Sens (тот же МеМЗ-245, что и на «Таврии») и ZAZ Forza (украинская версия китайской машины Chery A-13, китайские моторы ставились и на одну из модификаций Lаnos).
Трудно себе представить, но столь мирный завод производил и военную продукцию — двигатели МеМЗ-965 устанавливались на «Транспортёр переднего края»: крошечную машинку, которой можно было управлять даже лёжа, предназначенную для эвакуации раненых с переднего края. Гражданская версия под названием ЛуАЗ-967 находилась в свободной продаже и заслужила популярность благодаря уникальной проходимости выносливости. С 1965 по 1989 год в Луцке было выпущено почти 8 тысяч таких автомобилей.
Помимо моторов и коробок передач МеМЗ выпускал и смежную продукцию. Например — прицепы, фургоны, а в 2015 году «УкрАвто» перенесла в Мелитополь из Ильичёвска производство 26-местных автобусов ЗАЗ A07A1 I-VAN на базе индийских TATA (такие же автобусы производились в Белой Церкви и Чернигове на заводах компании «Эталон»).
Последние годы завод производил, по сути, один мотор — МеМЗ-245 с модификациями (мотор, кстати, не самый свежий — разработан в 1978 году), и одну пятиступенчатую коробку передач. Отношение к ним у автомобилистов было сложное. Моторы эти не слишком надёжные, но ремонтопригодные. Главная претензия — недостаточная мощность. Ведь у «Таврии» вес 710 килограммов, а у Lаnos — 1100. В результате динамика Sens/Chance оставляет желать много лучшего.
Что до коробок передач, то среди водителей (включая автора статьи) они вызывали живейшее недоумение: у мелитопольской коробки положение заднего хода находится там, где у большинства машин (у ВАЗов, например, да и у Lаnos) — пятая передача. Говорят, бывали даже поломки из-за этого.
В последние годы положение завода было так себе — производство Lаnos/Sens было прекращено в 2017 году, Forza — в 2019. Производство мелитопольских моторов снизилось до минимума (фактически производятся только запчасти). В 2021 году прекратилась сборка автобусов.
В результате, количество работников на заводе сократилось в десять раз, а часть площадей была продана. Надо думать, с началом СВО производство остановилось вообще.
Есть ли будущее у завода? Трудно сказать, тем более исторический смежник — ЗАЗ — находится на временно контролируемой Киевом территории. Да даже и когда Запорожье снова станет российским городом — скоро ли будет восстановлено производство автомобилей под мелитопольский мотор?
Тем не менее хочется верить, что традиции исторического завода со смешным названием не будут потеряны. Так или иначе, в условиях импортзамещения, когда готовятся к восстановлению производства на «Москвиче», место для небольших «народных» автомобилей на рынке найдётся. И почему бы на них не стоять мелитопольским моторам?
Василий Стоякин, Украина.ру
Литва подписала себе приговор