Поля люпинов лавандового цвета, перемежаемые маками… Пожалуй это первое на что обращаешь внимание по дороге из Херсонской области в Запорожскую. О боевых действиях напоминают только блокпосты на дорогах и проезжающая мимо техника — сплошь военная
В Мелитополь из Херсона мы попали благодаря друзьям из Гуманитарного Корпуса, — добровольцам из Югры, которые оказывают помощь ДНР, ЛНР и освобождённым территориям Украины. Они провезли нас между такими разными, но во многом похожими городами. И Херсон, и Мелитополь освобождены фактически без боя, в оба города возвращается мирная жизнь, оба города однозначно видят свое будущее в России. Но есть и «но».
Отличия Мелитополя от Херсона бросаются в глаза сразу. На заправке на выезде из Херсона рубли в качестве оплаты приняли только после небольшой перепалки. Заправка на въезде в фактическую столицу освобождённой Запорожской области сразу же информирует о том, что в качестве оплаты принимает как гривны, так и рубли. Блокпост на въезде (с небольшой очередью) украшает надпись «За великого Путина». Ну и, конечно же, плакаты. Весь город пестрит флагами победы, портретами героев Великой Отечественной (уроженцев региона) и напоминаниями о том, что Таврической губернии нынче исполняется 220 лет.
По прибытии в город обнаруживаем неприятный момент. Связи нет. От украинских операторов и интернета Мелитополь отключили, а работу нового оператора «на связи» заканчивают настраивать должным образом. Видим огромные очереди за карточками мобильного оператора и людей, которые пытаются поймать остатки сигнала украинских сетей в разных точках города. Однако эту проблему в скором времени должны окончательно решить.
На протяжении всего пребывания в городе к нам постоянно подходили люди с просьбой настроить интернет на новом мобильном операторе. Автоматические настройки приходят не всегда и, в таком случае, без дополнительного шаманизма не обойтись (смотрим в сторону ДНР, думая о «Фениксе»). По возможности помогаем, благо, это не сложно.
Сам Мелитополь производит чрезвычайно умиротворяющее впечатление. Везде можно рассчитаться рублём по курсу один к двум, товаров на полках хватает (стоит сказать, что торговлю в городе ведут очень активно), а сама российская валюта уже не вызывает удивления. Продавцы иногда теряются и просят помочь с подсчётом, а сдачу часто дают гривнами — рублёвой массы в городе пока не хватает. Продавщица со вздохом говорит «потихоньку привыкаем».
Везде тебя встречают приветливые и спокойные лица, везде ты чувствуешь себя в мирном русском городе. На улицах много машин и людей, парки заполнены отдыхающими, дети гуляют по городу без опаски. Город пахнет югом, черешней и спокойствием.
В гостинице встречаем молодого парня лет 20. Знакомимся. Оказывается, что он из Мариуполя. Беседуем о судьбе многострадального города и не только… Парня удивляет, почему все носятся с представителями полка «Азов»*, которые сдались в плен.
— О ВСУ-шниках слышал разное, люди разные, кому-то помогали… Об азовцах* за 8 лет ни разу ничего хорошего не слышал. И чего все в телеграме об их судьбе так беспокоятся?
Выясняется, что даже люди живущие, по сути, внутри этой войны, многого не знают. Например, слушая историю о моём плене в 2014, парень с удивлением узнаёт, что территориальные батальоны существовали уже тогда. Хотя это, как казалось, общеизвестный факт.
По городу и окрестностям нам помогает перемещаться знакомый командир из ДНР, оказавшийся в Мелитополе. Когда собирались на один из выездов к «буханочке», которая нас возила, подбежала девочка и дала два листочка с рисунками Z-ок и надписью «спасибо за охранность».
Что удивило, в Запорожской области к нашему околовоенному транспорту постоянно подбегали дети, махали руками и отдавали честь, наследуя пример Алёшки, мальчика, который встречал российских солдат в танкистском шлеме. Один из коллег предположил, что это — из-за конфет, которые солдаты раздают детям, только в других местах мне подобные проявления эмоций не встречались.
Останавливаемся выпить кофе в ларьке. Продавщица вместе с кофе просит военных: «Вы только не уходите».
На раздаче гуманитарной помощи в одном из посёлков женщина подходит к военным и говорит: «Победы вам!», командир подразделения её поправляет: «Победы нам всем, без вас наши действия не имели бы смысла».
В Мелитополе за российскими паспортами стоят очереди, первые паспорта жителям города выдали накануне Дня России. По информации военно-гражданской администрации (ВГА) Запорожской области, сейчас в очереди на подачу заявления стоит более 100 тысяч человек. Русский язык в скором времени станет здесь государственным, и первого сентября дети пойдут в школы, где науки им будут преподавать на русском языке.
Предприятия постепенно встраивают в российскую систему, решают вопросы сертификации. Как сообщают в местной ВГА, продукцию Запорожской области уже начали сертифицировать как сделанную в ДНР или России, что позволяет избежать дополнительного налогообложения при ввозе в Россию.
Однако, несмотря на весь позитив, нужно помнить и о безопасности. Боевые действия ближе, чем кажется. С началом военного положения в городе и всей Запорожской области ввели комендантский час. Он длится с 9 часов вечера до 5 утра. Введён также ряд других мер безопасности. И, стоит заметить, оправдано. В День России у здания Главка МВД в Мелитополе и на трансформаторной станции Бердянска произошли теракты. Сработали самодельные взрывные устройства. Пострадали люди… Ранее пытались убить мэра Энергодара. До этого был взорван железнодорожный мост.
По словам члена Главного совета Военно-гражданской администрации Запорожской области Владимира Рогова, никто не скрывает случаи терактов, а вместо запугивание населения это даёт обратный эффект.
«Это нисколько людей не озлобило. Это лишний раз убедило людей в правильности выбора. В необходимости быстрее стать частью России, чтоб было больше безопасности и ничего не связывало с этими украинскими террористами.
Так что призываем всех сохранять бдительность, где бы вы не находились. До конца боевых действий. До победы», — утверждает Рогов.
Роман Гнатюк, Украина.ру
*-запрещенная на территории РФ организация
ФРГ на грани: власти страны готовы объявить аварийную ситуацию из-за газа