Чтобы отстроить Мариуполь, нужна будет помощь всей России. При этом сейчас это также самое актуальное направление, по которому нужна гуманитарная помощь, говорит директор благотворительного фонда «Добро мира. Волонтеры Крыма» Валерия Петрусевич
Об этом она рассказала в интервью изданию Украина.ру.
— Валерия, фонд «Добро мира. Волонтеры Крыма» работает в Крыму давно. А какие направления работы у вас появились на Украине?
— Во-первых, мы занимаемся встречей и оказанием помощи беженцам, которые пребывают на территорию Республики Крым. На полуострове достаточно большой хаб, заходят беженцы из разных городов. Некоторые остаются на время, другие – постоянно, трудоустраиваются на сезон – временно пережидает сложную ситуацию. Поэтому мы помогаем продуктами питания, бытовой химией, средствами личной гигиены, одеждой и товарами первой необходимости. Это в рамках склада вещей для нуждающихся проекта «Дом для вещей». Он работает постоянно.
Также у нас есть несколько направлений гуманитарной помощи, которую мы оказываем. Это Запорожская, Херсонская, и Донецкая область — но только та часть, которая в окрестностях Мариуполя. У нас было уже несколько выездов в сам Мариуполь, там очень тяжелая ситуация в плане разрушений и отсутствия коммуникаций, последний автомобиль с гуманитарной помощью отправился туда несколько дней назад.
Когда мы впервые туда приехали, нам удалось попасть в красную зону окрестностей «Азовстали» и оказать помощь людям, которые с февраля месяца не получали никакой гуманитарной помощи и продуктов питания.
Ситуация действительно тяжелая, большинство зданий разрушено, а людям элементарно нужны продукты, средства гигиены, подгузники. Детей в городе очень много. Сейчас ситуация в городе понемногу стабилизируется. Мы с радостью констатируем, что начали появляться коммуникации, вода и электричество в некоторых домах, идут восстановительные работы.
Это сейчас наиболее актуальное направление оказания помощи. Из неочевидного – многие считают, что в Мариуполь нужны продукты питания длительного хранения, а получается, что из-за отсутствия коммуникаций многие готовят на кострах, не хватает дров, вырубают деревья и так далее. Поэтому, в первую очередь ценны продукты питания, которые не скоропортящиеся, но быстрого приготовления: лапша, пюре и так далее.
Активно у нас налажена работа по Запорожской области, мы отвозим даже адресно посылки на Мелитополь, можно передавать в наши организации, их отправляют по всей РФ, и мы отвозим на место. Для жителей России это важно – находится в контакте с близкими. Ну и передают редкие или жизнеобеспечивающие медикаменты, которые необходимы.
Также мы ведем работы со многими медучреждениями там, где еще не до конца налажены централизованные поставки. Последний раз отвезли в онкодиспансер в запорожской области на большую шестизначную сумму полный автомобиль – более трехсот килограмм лекарств. Это то, что сейчас нужно, потом поставки будут через Минздрав уже, через МЧС.
Более 50 тонн гуманитарных грузов, включая медикаменты, за время спецоперации доставила наша организация. Начали ездить в середине марта, в мае уже были и в Мариуполе. На территории Крыма несколько тысяч человек получили помощь: очень много, точного числа не скажу.
— Есть видео вашей поездки в Мариуполь. Такое впечатление, что город уже восстанавливать бесполезно. Или это не так?
— Я рассчитывала, что мы найдем там гораздо больше уцелевших районов и город пострадал меньше. К сожалению, при отступлении противоположная сторона разрушала максимальное количество зданий, которые даже при боевых действиях не пострадали. Поэтому восстанавливать есть что, у меня есть строительное образование, я разбираюсь. Но действительно сложно и дорого, нужна помощь всей страны.
Сейчас жильцы составляют списки домов, где больше всего осталось людей, заселенных квартир, которые будут восстанавливать в первую очередь. Говорят, что, возможно, за крупными городами РФ будут закреплены районы Мариуполя, которые они будут помогать восстанавливать. Вероятно, это значительно ускорит темпы реконструкции города.
— Каковы сейчас главные проблемы у людей в Мариуполе и близлежащих городах?
— Людям нужна работа и возможность восстанавливать свои жилища. Много лежачих людей, одиноких стариков. Например, дети поехали на заработки, а социальные службы города еще не работают в полной мере.
Всегда нужна помощь волонтеров, которые могут посещать таких людей, помогать по дому, отвозить продукты. Это в Мариуполе. Сам город, можно сказать, безопасен. ПВО срабатывают постоянно, они защищают территорию. То же самое можно сказать про Запорожскую и Херсонскую области. Периодически можно увидеть работающие средства ПВО, но в сами города ничего не прилетает, люди чувствуют себя спокойно.
Если говорить про тот же Мелитополь, он живет абсолютно спокойно, люди гуляют по улицам. В общем, весна и черешня. Работают предприятия, магазины, активно налаживают работу с Крымом. По сравнению с этим, в Мариуполе все намного тяжелее.
— Ваше основное направление работы на данный момент — гуманитарные грузы?
— Да, но на месте мы проводили еще и обучения штаба волонтеров — у нашей организации есть опыт спасения во время чрезвычайных ситуаций, наводнений и пожаров. Делились наработками для более системной работы волонтеров на местах. Когда мы приезжаем на 2-3 дня, мы обязательно охватываем несколько районов, посещаем одиноких людей, раздаем гумпомощь, общаемся, чтобы понять, где еще можно помочь и какая помощь будет наиболее актуальной.
Например, когда мы узнали, что достаточно много пожилых людей, которым сложно себя обслуживать, увеличили объем подгузников для взрослых, пеленок. Это оказалось очень актуальным.
— Как вас могут найти те, кто хочет помочь вещами или деньгами?
— Во всех соцсетях и поисковиках по названию «Добро мира. Волонтеры Крыма». Там размещаем актуальную информацию. Сейчас идет сбор на три медучреждения Донецкой, Запорожской и Херсонской области. Можно закупить медикаменты самостоятельно или перечислить деньги на любые реквизиты организации, чтобы мы закупили по оптовым ценам. Мы их передаем лично в руки, здесь можно быть уверенным. Помощь получит тот, кто в ней остро нуждается.
Также можете принять участие в поездках или курировать сбор в своих городах. Даже лайки и репосты помогают – больше людей узнают о сборе и примут участие. Многие издалека отправляют целые машины гуманитарных грузов. Мы их тоже готовы принять и отчитаться.
— Какова ситуация в других городах, в которых вы были?
— Все города Херсонской и Запорожской областей живут уже абсолютно спокойной жизнью. Для меня было неожиданностью, что в Геническе и Новоалексеевке многие товары заказывают из Крыма: строительные материалы, оконные услуги и так далее. Ну и наши предприниматели начали работать там, а как едут обратно, везут много овощей и фруктов.
— Какие еще есть сложности? Легко ли пересекать границу?
— Туда можно попасть, только имея украинский паспорт. Это пока территория Украины. У нас, к счастью, уже налажена работа с пограничной службой. Сначала было сложно, в законе не регламентирован такой объем гумпомощи. Сейчас нашли способы грузы декларировать.
Сложная ситуация относительно социальных выплат на новых территориях, они еще не налажены там. Идет открытие банков, чтобы начать соцвыплаты по законам РФ. А пока нужна поддержка.
С каждым посещением все становится лучше. Если изначально в волонтерском штабе Мелитополя стояла очередь за продуктами питания, то сейчас очередей почти нет. Стоят уже те, кто в тяжелой жизненной ситуации или с детьми-инвалидами, которые нуждаются в помощи. Они есть во всех городах.
Есть еще важное направление. Детей, которые в этих областях нуждаются в срочном лечении, мы забираем в Крым. Сейчас уже пять семей прошли срочное лечение, шестая проходит. Сейчас лечим в Москве девочку Алину с пороком сердца, которую невозможно было спасти на Украине. Другой девочке провели операцию на головном мозге, прошел месяц и она уже здорова и уезжает домой в Мелитополь.
— В Крыму работают пункты временного размещения?
— Да, государственные. По наличию свободных мест их бесплатно размещают, дают питание и одежду. Бывает, размещают в других регионах РФ, потому что в Крыму уже много беженцев.