Что известно о «второй фазе наступления» ВСУ: разбор RT
На Западе считают, что ВСУ начали основную фазу своего наступления. Что это значит и как определить, в чём отличия от первой фазы?
На какой стадии украинское наступление сейчас?
За 53 дня наступления ВСУ не смогли продвинуться дальше серых зон. Вместо выхода к Азовскому морю украинские войска завязли в позиционных боях, отойдя от рубежей атаки примерно на 5 км. Украинский план наступления предполагал быстрый бросок на Токмак и Мелитополь в Запорожской области, однако грамотно выстроенная линия обороны ВС РФ и хорошо налаженное взаимодействие между подразделениями фактически остановили наступление ВСУ там, где оно началось. По правилам при сбое в реализации одного плана наступающая сторона должна использовать резервный, заранее приготовленный и проработанный сценарий.
Какие сценарии могут быть у ВСУ?
После нескольких крупных неудач украинские войска несколько раз пытались поменять тактику, масштабировать или, наоборот, уменьшить наступательные порядки, но в конечном счёте вернулись к малоэффективным лобовым атакам на укрепрайоны ВС РФ. Из-за больших потерь ВСУ пришлось задействовать резервы, которые должны были потребоваться украинской армии значительно позже. Если украинские войска откажутся от лобовых ударов, то одним из вариантов развития наступления может стать удар украинской армии в районе Каменское — Васильевка в Запорожской области. Предположительно, там ВСУ могут планировать высадку десанта через высохшую часть береговой линии Каховского водохранилища. По одной из версий, для подготовки этой операции и была взорвана плотина Каховской ГЭС.
Как определить, что ВСУ начали новую фазу наступления?
Существенных отличий тактики новой фазы наступления от старой практически нет. Разделять атаки ВСУ на новые и старые в целом неправильно, поскольку основные проблемы для украинской армии остаются прежними: героизм российских военных на линии фронта, эшелонированная оборона ВС РФ, активность артиллерии и авиации, а также минные поля, нащупать брешь между которыми украинская пехота так и не смогла. Из-за больших потерь ВСУ постепенно вводят в бой резервы, однако тактика действий подразделений остаётся прежней: войска наступают по хорошо пристрелянным дорогам и минным полям, где несут огромные потери.
Примечательно, что пленные украинские военные жалуются на отсутствие взаимодействия между подразделениями, дефицит разведданных или их полное отсутствие, а также на ложь командиров, которые отправляют наземные войска в заведомо неудачные атаки. При этом западная техника, особенно танки, использовалась практически в полном объёме, однако ощутимого результата это не принесло. Другим доказательством начала второй фазы наступления ВСУ может служить ввод дополнительных бригад, ранее не замеченных на поле боя. Однако пока наблюдаются провальные атаки и «мясные штурмы» тех же соединений, что шли в атаку 4 июня. Почти два месяца об укрепрайоны ВС РФ постепенно стачиваются одни и те же бригады, в которые, судя по всему, вливают маршевые роты и подразделения поменьше.
К чему всё идёт?
Приблизительные потери ВСУ за время наступления в Запорожской области, на Южно-Донецком направлении и других участках, где идут активные бои, составляют примерно 1 тыс. человек в день убитыми и ранеными. Это значит, что за 53 дня наступления украинские войска, предположительно, могли лишиться 17 полнокровных бригад численностью по 3 тыс. человек. Это примерно 75% от общего числа военнослужащих ВСУ, получивших обучение в странах НАТО. Истощение кадрового состава хорошо заметно по пленным: если в первые дни наступления из-за ранений и бессмысленности сопротивления в плен сдавались в основном мужчины, средний возраст которых — 30—35 лет, то на 53-й день наступления средний возраст пленных превысил 40 лет и вплотную подбирается к отметке 45 лет.